Дети с нарушениями в развитии. Преодолеем вместе Особенности развития ребенка с нарушениями в развитии

Задача1 .

Наташа С, 3 года, обследуется в условиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания.

Из истории болезни видно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз. В настоящее время девочка должна быть переведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит, самостоятельно ест, использует фразы из двух-трех слов.

При клиническом обследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразы из 3-4 слов.

Составление рассказа по картинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракуль. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

1.Какое нарушение развития можно предположить?

В соответствии с таблицей развития (см. приложение) у девочки можно предположить отставание вследствие перенесенных в раннем возрасте заболеваний и недостаточного внимания на ранних стадиях ее развития.

Но это отставание легко преодолимо при должном уровне организации воспитательного процесса.

2. В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

Девочку можно поместить в обычный детский сад, но уделить ей повышенное внимание и проводить с ней индивидуальные занятия

Задача2.

Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес, сидеть научился к 9 мес, ходить - в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь -к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему времени ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

На приеме ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминание успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запоминание значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные - невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уровне «голова- нога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин - с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1.Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

В данном случае это олигофрения, поскольку превалируют явления общего необратимого недоразвития церебральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложных и поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.

Как известно, основу дефекта составляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга и организма в целом.

Тотальность проявляется, прежде всего, в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций, начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфически человеческими, обеспечивающими познавательные процессы. Всё это присутствует в данном случае.

Налицо слабость логического мышления, замедленность темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточность восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированность эмоциональной сферы и личности в целом – всё это характеризуют олигофренический тип нарушения психического развития.

В пользу данного типа говорят следующие факты

1. Понимание переносного смысла совсем или почти недоступно.

2. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер.

3. Речь недоразвита и недостаточна

4. Страдает понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом.

5. Запас слов, особенно активный словарь, ограничен.

6. Общая косность психики, слабая психическая активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Иерархичность выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления.

2.Возможно ли обучение в обычной школе?

Нет, обучение необходимо в специализированной школе- интернате

3.К какому специалисту следует направить ребенка?

Ребёнка следует направить к психотерапевту.

Задача №3

Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1год и 3 мес, фразовая речь - к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка. Плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика, и до 7 лет воспитывалась дома.

При обследовании девочка с трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания норме, произвольная концентрация затруднена.

Выполнение заданий на определение способности к механическому запоминанию показало такие результаты: 2, 4, 4, 6; при запоминании фраз - 9 слов с первого предъявления. Интеллект - в границах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затруднение фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: опенка собственной деятельности ее не интересует. Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференцирована.

Какой тип нарушения психического развития у Тани?

В данном случае мы имеем дело с соматопатией (или невропатия)

Невропатия - синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.

В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте.

Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.

Консультация каких специалистов желательна?

Психолог, психиатр

Задача 4

Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе

Классногoруководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваиваетпрограмму 5-го класса, прогуливает, на уроке отплекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга и он перенес тяжелую форму кори.

При обследовании испытуемого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Отмечается истощаемость по гииерстеническому типу.

Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6; ассоциативное – несколько

лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных - успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможеиность. Оказание помощи и поощрение улучшает результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо. Отмечается тревожность.

Какой тип нарушений психического развития отмечается?

Психический инфантилизм - незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту.

В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности.

Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности, тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше.

Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с нарушениями в развитии, жизнь иногда превращается в сплошной процесс диагностики, коррекции и реабилитации ребенка. Трудности могут и объединить семью, и, к сожалению, разрушить ее.

Чтобы такое не случилось, родителям и детям необходима поддержка специалистов самого разного профиля. О современных методиках проведения диагностической и коррекционной работы с детьми с ОПФР, а также о возможностях семейной психотерапии в нашей стране пойдет речь в данной статье.

Загадочный синдром

Наиболее сложно выявлять и корректировать те нарушения развития ребенка, нарушения в развитии детей, которые не связаны с органическим и физическим происхождением, а именно психические и функциональные отклонения, ибо трактовать их можно по-разному. Одно из таких нарушений у детей - гиперактивные расстройства или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

О проблемах детской психиатрии в последние годы чаще стали появляться публикации, в которых говорится, что лекарственные средства исчерпали себя при коррекции гиперкинетичных расстройств у детей. Но при этом применение психотропных средств при лечении лиц с ОПФР увеличилось в мире в 9 раз за последние 15 лет.

За последние 20 лет увеличилось количество психических расстройств у детей: синдром дефицита внимания и гиперактивности стали обнаруживать в 3 раза чаще, а количество расстройств аутичного спектра возросла в 20 раз! Безусловно, необходимо и дальше создавать эффективные лекарственные средства, но важно искать и более перспективные пути реабилитации детей с ОПФР.

Ключевая теория о возникновении СДВГ

Ключевая теория о возникновении СДВГ свидетельствует: проблемы в детском организме существуют из-за того, что головной мозг вырабатывает малое количество дофамина - гормона удовольствия. Препарат, который считается эффективным при коррекции такого нарушения - метамфетамин. Он одновременно является и лекарственным средством и наркотиком.

На 85 процентов этот препарат снимает проблемы поведения. Но всегда ли это хорошо для ребенка? Он становится адекватным только на то время, пока действует препарат. Очевидно, что решение о назначении метамфетамина может приниматься только при самых тяжелых формах СДУГ, если с ребенком совсем невозможно справиться. В других случаях необходимо пользоваться методами психолого-педагогического воздействия.

Есть мнение, что гиперкинетические расстройства являются просто особенностями ребенка, с которыми специалисты не всегда могут справиться. Некоторые считают, что это - результат плохого воспитания в семье. Существует мнение, что СДВГ является началом другого психического нарушения, например, расстройства шизофренического спектра.

Дети с синдромом гиперактивности

Дети с синдромом гиперактивности во взрослой жизни чаще других имеют различные эмоциональные переживания, у них могут развиться психопатия, тревожные состояния, депрессии.

Как же проявляется СДВГ? Часто у детей с этим синдромом неплохие показатели интеллектуального развития, но из-за неадекватного поведения, дефицита внимания, повышенной утомляемости и проблем с запоминанием дети учатся ниже уровня своих возможностей. Они дезорганизованы, склонны к протестам, в ответ на просьбы взрослых их первое слово - «нет».

Такие дети очень импульсивны, им нужно «все и сразу», они не способны отличить главное от вторичного. Они не умеют преодолевать себя, их трудно мотивировать к какой-то деятельности. Проанализировать результаты того или иного своего действия им также не по силам.

У детей с СДВГ нарушены сенсорные функции, им не нравится яркий свет, они боятся даже незначительного шума, а некоторых из них, наоборот, шум успокаивает. У таких детей повышенная тактильная чувствительность. Часто они не чувствуют голода, мало едят, отказываются от еды с кусочками хлеба. У них наблюдаются нарушения речи.

Такие дети очень хотят общения, только их не все приглашают в свою компанию, ведь ведут они себя с точки зрения обычных детей по-дурацки. До 10 лет таких детей нельзя одних выпускать на улицу, они чаще, чем их ровесники, травмируются.

Какими бы ни были дети с гиперкинетическими расстройствами, их обязательно нужно включать в среду здоровых людей. И информировать родителей, педагогов, врачей, что особых детей не нужно “ломать”, приспосабливая к незнакомомой среде, а окружение должно принимать их такими, какие они есть, и помогать им.

«Мишени» психологической помощи

Есть несколько уровней диагностики. На первом определяется симптоматичный диагноз, который сводится к фиксированию фактов поведения, речевой активности, которые замечаются при непосредственном наблюдении признаков развития.

Следующий уровень диагностики предполагает постановку функционального психологического диагноза, если психолог не только констатирует факты, которые наблюдает, но и описывает проявление отдельных психических функций и характерные черты ребенка (его память, внимание, мышление, самооценку, темперамент и др.). Оценка психолога, как правило, отображается в цифрах, часто он использует тесты (например, на интеллект).

Оценка отклонений и нарушения развития ребенка должна быть не только количественной, но и качественной, важно понять саму структуру дефекта, механизм возникновения нарушения развития ребенка. Если до функциональной диагностики психолога добавить информацию о системных связях между отдельными психическими функциями ребенка, об уровне его включенности во взаимоотношения с другими людьми и его умения справляться с различными жизненными задачами, - можно говорить о системном психологическом диагнозе.

При проведении системной диагностики нарушения развития ребенка необходимо сопоставлять полученные данные о развитии ребенка с данными о развитии других детей - как тех, кто развивается нормально, так и тех, кто имеет отклонения.

Психологическая помощь

Для того чтобы психологическая помощь была эффективной, она должна быть «точечной», иначе говоря, иметь конкретные мишени воздействия, которые и необходимо отмечать в процессе диагностики. Одной из ключевых идей, которые необходимо использовать в диагностике, является идея “зоны ближайшего развития”. Она помогает оценить конкретного ребенка в конкретных социальных условиях и вклад обучения и воспитания в состояние ребенка в этот момент.

Все больше детей с ОПФР сегодня идут учиться в учреждения общего образования по месту жительства. Главная цель психолого-педагогической службы таких учреждений образования - помогать в личностном развитии особых детей, в их позитивной социализации.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются диагностика нарушения развития ребенка и коррекционная работа. Чтобы определить правильный психологический диагноз ребенка, за ним нужно довольно долго наблюдать, вести с ним разговоры, одним словом, изучать. На начальном этапе психолог проводит скрининг-диагностику, чтобы определить для себя, что в поведении ребенка близкое к норме, а что нет.

Если психолог выясняет наличие нарушений, а именно нарушения развития ребенка, он направляет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, где команда специалистов осуществляет более точную его диагностику и определяет определенный образовательный маршрут.

Понятно, что за 30-40 минут в условиях ПМПК невозможно провести полную диагностику. Она обязательно продолжится в учреждении образования, где педагог-психолог будет поэтапно осуществлять углубленную диагностику и на основании полученных данных составлять индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Если у специалистов появляется мысль, что у ребенка нарушение ЦНС, они обычно советуют родителям направить его на компьютерную или магнитно-резонансную томографию, пройти проверку на энцэфалографе, сделать ультразвуковое исследование головного мозга.

Однако эти методы исследований помогают выявить только грубые (структурные) нарушения головного мозга. Легкие нарушения функционирования ЦНС, недоразвитие мозговых зон и структур они не могут зафиксировать.

Методы диагностики

Аппаратные методы малоэффективны и при диагностике у детей гиперкинетических расстройств, минимальной мозговой дисфункции, аутизма. Здесь на помощь может прийти нейропсихологичный метод исследования, позволяющий дифференцировать недоразвития и повреждения на тонких уровнях.

В нашей стране, к сожалению, нейропсихология не развита, нет отдельной кафедры этого научного ответвления, нет специальных институтов, только считанные учреждения системы здравоохранения имеют соответствующих специалистов.

Хотя сегодня в мире нейропсихология очень актуальная отрасль знаний, которая постоянно развивается. Программы нейропсихологической реабилитации и коррекции стоят очень дорого.

Основная задача службы раннего вмешательства - профилактика инвалидизации детей с ОПФР и социального сиротства, а также поддержка семьи такого ребенка. Родители, которые узнали о рождении ребенка с нарушениями в развитии, чувствуют шок.

Психологическая помощь в этот период для них не всегда эффективна, они еще не готовы принять ее. Проходит время, и родители настраиваются на действия, они готовы сделать все для своего ребенка. Хотя их действия сначала не всегда правильные, часто под влиянием эмоций они пытаются найти какую-то волшебную палочку, которая должна помочь малышу, не прислушиваются при этом к мнениям специалистов.

Если же эмоции уступают место рациональным планам на будущее и адекватному обсуждению перспектив для всей семьи, с родителями можно разговаривать серьезно и о диагностике, и о способах лечения, и о коррекционной работе с ребенком.

Нарушения развития ребенка — единых требований быть не может

Об основной направленности коррекционных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи - развитию их коммуникативных способностей, формированию навыков речи поговорим подробнее. При отборе дидактического материала, речевых упражнений для проведения занятий по коррекции нарушений устной речи детей с ТНР (в том числе и для формирования языкового анализа и синтеза), необходимо учитывать различные уровни умственных способностей у детей и, соответственно, предусматривать разноуровневую систему помощи малышам.

К тому же языковой материал, который «работает» на коррекционных занятиях нарушения развития ребенка, должен быть почти полностью подчиненном задачам общения. Такой материал максимально отрабатывается в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Главным компонентом коррекционной работы с различными категориями детей с нарушением слуха является развитие слухового восприятия. Для этого, например, используются методики по развитию остаточного слуха.

Целесообразно также использовать дифференцированный подход при развитии слухового восприятия ребенка: учитывать характер и степень нарушения слуха и возможности для его развития, а также общий и речевой уровень развития. Внедрение уже разработанных программ «Развитие слухового восприятия» и «Развитие устной речи» даст возможность повысить эффективность коррекционной работы.

Нарушенное развитие характеризуется отклонениями в

физическом и (или) психическом развититии. Дети с подобными отклонениями нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.

В настоящее время выделяют следующие категории детей с отклонениями в развитии (нарушениями развития, детей со специальными образовательными потребностями, с проблемами в развитии):

Дети с нарушением слуха. Это дети, у которых вследствие поражения слухового анализатора нарушены слуховые функции, и вследствие этого отмечается либо отсутствие речи, либо ее грубое недоразвитие. В зависимости от степени тяжести дефекта выделяют две группы: неслышащие (глухие) дети и частично (слабо) слышащие.

Дети с нарушением зрения. Это дети, у которых вследствие поражения зрительного анализатора нарушены функции зрительного восприятия. В зависимости от степени тяжести выделяют две группы: незрячие (слепые) и частично видящие (слабовидящие).

Дети с нарушением речи. Существует две классификации речевых нарушений: клиническая (медицинская) и психолого-педагогическая.

По клинической классификации выделяют такие речевые нарушения, как: дисфония (нарушения голоса), брадилалия (замедленный темп речи), тахилалия (ускоренный темп речи), заикание (нарушение ритмической организации речи), дислалия (косноязычие), ринолалия (гнусавость), дизартрия (нарушение произносительной стороны речи), алалия (отсутствие речи), афазия (утрата речи), дислексия (нарушение процесса чтения), дисграфия (нарушение процесса письма).

По психолого-педагогической классификации выделяют: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), заикание. На основе психолого-педагогической классификации дети принимаются в специальные образовательные учреждения.

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Это дети, у которых вследствие поражения двигательных центров головного мозга возникают различные двигательные расстройства, детский церебральный паралич (ДЦП). К этой категориитакже можно отнести детей с различными заболеваниями костно-мышечной системы.

Дети с задержкой психического развития. Это самая многочисленная категория детей. Их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и эмоционально-личностная незрелость вследствие микроорганического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости.

Дети с нарушением интеллекта или умственно отсталые дети. Характеризуются стойким недоразвитием познавательной деятельности вследствие грубого органического поражения центральной нервной системы. В зависимости от сроков поражения мозга выделяют две формы: олигофрению (раннее поражение мозга) и деменцию (более поздние сроки поражения центральной нервной системы, приводящее к распаду интеллекта).

Дети со сложными дефектами, с комплексными нарушениями . Это дети, имеющие более одного первичного дефекта. Дети с сенсорными дефектами (слепоглухие), с сенсорными и двигательными расстройствами (слепоглухой с ДЦП), с интеллектуальными и сенсорными дефектами (глухой умственно отсталый), с интеллектуальными и двигательными расстройствами (умственно отсталый с ДЦП) и т.д.

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В эту категорию входят дети с ранним детским аутизмом (РДА). Ранний детский аутизм – это тяжелое нарушение психического развития, его механизмы до конца не раскрыты. У таких детей грубо нарушена эмоциональная сфера, вследствие чего затрудняется взаимодействие с окружающими людьми и предметным миром.

Дети с нарушением поведения (девиантным поведением). У этих детей отклонения в поведении и проблемы адаптации возникают на фоне психопатий или психопатоподобных расстройств.

Введение

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие подобных недостатков не предопределяет неправильного, с точки зрения социума, развития. Л.С. Выготским утверждалось, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый».

Тем не менее, в специальной психологии к аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относят детей, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Цель работы: исследовать классификации нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: нарушения детского развития.

Классификация нарушений развития

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, которые нуждаются в специальных обучающих и воспитывающих мероприятиях.

  • Детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Детей с нарушением речи (логопаты);
  • Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Детей с умственной отсталостью;
  • Детей с задержкой психического развития;
  • Детей с нарушением поведения и общения;
  • Детей с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемых, глухих или слепых дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеть в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Например, у детей с нарушениями речи и ЗПР. У других дефекты лишь сглаживаться, а в частных случаях только компенсироваться.

Т. А. Власовой и М.С. Певзнер предложены следующие категории:

  • 1) детей с отклонениями в развитии, которые вызваны органическими нарушениями ЦНС;
  • 2) детей с отклонениями в развитии, вызванные функциональной незрелостью ЦНС;
  • 3) детей с отклонениями, вызванные депривационными ситуациями.

Итак, как мы видим, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены лишь в единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются.

К примеру, Г.Н. Коберником и В.Н. Синевым выделяется похожая классификация. Они выделют следующие группы:

  • 1) детей со стойкими нарушениями слуховой функции (глухих, слабослышащих, позднооглохших);
  • 2) детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);
  • 3) детей со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;
  • 4) детей с тяжелыми речевыми нарушениями;
  • 5) детей с комплексными расстройствами;
  • 6) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • 7) детей с задержкой психического развития;
  • 8) детей с психопатическими формами поведения.

В таблице ниже представлены варианты психического дизонтогенеза, согласно В.В. Лебединского.

Исходя из работ В.И. Лубовского «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» и А.Р. Лурия «Мозг и психика» допускается единство контролирующего пункта центральной управляющей системы, посылающей двигательные команды. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности (ВНД) влияют на способности к овладению социальным опытом, познание действительности. Биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Без сомнения слепота и глухота есть факторы биологические, но не социальные.

«Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями».

Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.

Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичный дефект.

Важная закономерность - соотношение первичного, вторичного и третичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский на основании исследований утверждал: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом».

Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики, к первичным дефектам относит частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей.

Первичный дефект - следствие таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатологов, психиатров, патопсихологов.

Проявление первичного дефекта происходит в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, при условии, что социальным окружением не компенсируются эти нарушеня, а напротив детерминируются отклонения личностного развития. Таким образом, дефектом, который препятствует нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозится усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Исходя из этого, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), становящиеся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.

Третичные недостатки являются недосформированностью психических свойств личности умственно отсталого ребенка. Их проявление происходит в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Принципиальный момент: вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляют его, при отсутствии целенаправленной и систематизированной коррекционно-реабилитационной работе.

Согласно исследованиям Бгажноковой И.М. Бикметова Е.Ю., Сизоненко З.Л., Юлдашевой О.Н., Лебединской К.С., Лебединского В.В., большинство детей с ОВЗ в реферативных группах проявляют вторичные поведенческие нарушения, что в большинстве случаев определяется их эмоциональной неуравновешенностью, неумением контролировать и корректировать свое поведение в учебе и общении со сверстниками.

Поведенческие проявления включают в себя:

  • внешне необоснованную агрессию,
  • склонность к девиантному поведению, что может выражаться в пропуске уроков без уважительной причины,
  • дезадаптацию к школе (начальная школа).

Дети не могут длительно сосредоточиться на выполнении определенного задания, быстро теряют интерес к нему, систематически отвлекаются на уроках, требуют постоянного внимания со стороны педагога в школе, родителя, психолога, наставника - педагога дополнительного образования - вне школы.

Опираясь на концепцию Л.С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта, и возможности для коррекции довольно перспективны.

Чтобы нейтрализовать проблему нужно гармонизировать детско-родительские отношения, в том числе посредством психологической разгрузки и снижения уровня эмоциональных переживаний, которые связаны с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.

Исходя из результативности лечебно-восстановительные эффекты проявляются через активацию центральных нервных механизмов, регулирующих вегетативные функции, психическую и двигательную активность, эмоции и поведение, т.е. через повышение неспецифической резистентности организма. Технология аудиовизуальной стимуляции позволяет контролировать психоэмоциональное состояние, не используя медикаменты, воздействие посторонних установок и внушений и формирования зависимости к ним.

Лекция 2. Основные категории специальной психологии и педагогики.

2.1. Дети с нарушениями в развитии.

2.2. Системы помощи лицам с ОВЗ.

Дети с нарушениями в развитии.

Развитие психики детей с нарушениями в развитии подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:

♦ цикличность психического развития;

♦ неравномерность психического развития;

♦ развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

♦ пластичность нервной системы;

♦ соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями.

Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития:

♦ снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

♦ трудность словесного опосредования;

♦ замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

♦ риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В. И. Лубовскому).

В. В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза):

1. Психическое недоразвитие. Примером служит умственная отсталость. Характерно раннее поражение мозговых структур. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего – коры больших полушарий). Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, натальный периоды или в раннем детстве. При недоразвитии имеется диффузное (повсеместное) поражение мозга. Все мозговые структуры недоразвиты, но наиболее пострадавшими поврежденного оказываются мышление и речь. Наиболее характерным примером недоразвития является олигофрения. В основе патогенеза недоразвития лежит механизм ретардации функций.

2. Задержанное психическое развитие (ретардация) . Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер. Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний. При задержанном развитии имеется «мозаичное» поражение мозга, когда наряду с поврежденными структурами имеются и сохранные. Большая сохранность мозговых структур обеспечивает лучшую компенсацию нарушенных функций. В основе патогенеза задержанного развития лежит механизм ретардации функций.

3. Повреждённое психическое развитие. Локальное поражение какого-либо анализатора или структур головного мозга. Патологическое воздействие на мозг произошло в период, когда их морфологическое и функциональное созревание было практически завершено. Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией – нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер. В основе патогенеза поврежденного развития лежит механизм ретардации функций.

4. Искажённое развитие (асинхрония). Характерно патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Искаженное психическое развитие – разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм – наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития. В основе патогенеза искаженного развития чаще лежит механизм акселерации (ускоренного развития функции). Когда одна или несколько психических функций (как правило, мышление, или речь) резко вырываются вперед, опережая онтогенетические сроки и при этом не подтягивая все остальные. При искаженном развитии также возможно сочетание механизмов акселерации и ретардации.

5. Дисгармоническое развитие это форма нарушения развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Примером служат психопатии и случаи патологического развития личности.

6. Дефицитарное развитие . Характеризуется тяжёлым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных сенсорных систем – зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Дефицитарному развитию подвержены также дети с тяжелыми нарушениями речи.

Среди представителей каждого типа нарушенного развития наблюдаются значительные индивидуально-групповые различия, которые зависят от причин нарушения, периода действия и интенсивности фактора, вызвавшего нарушение. Знание типов нарушенного развития дает возможность психологу более глубоко понять типологию данных нарушений и провести адекватную психокоррекцию.

На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые параметры дизонтогенеза. В соответствии с представлениями М. С. Певзнер, В. В. Лебединского, Э. Г. Симерницкой называют такие параметры, как:

♦ время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогении). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее является недоразвитие психических функций;

♦ этиология (причины и условия возникновения нарушений);

♦ локализация, интенсивность и распространенность патологического процесса. Локальные формы: дефекты отдельных анализаторных систем. Системные нарушения: интеллектуальные дефекты (УО, ЗПР);

♦ степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координации. При общем повреждении нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сенситивном периоде развития.

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения - это нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, речи, движений.

Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.

Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня бодрствования, постоянному снижению работоспособности. На этом же уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций - беспричинные вспышки ярости, чувство общей тоски, тревоги и т. д.

При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля. Поражение лобных отделов головного мозга приводит к нарушению произвольности целенаправленной деятельности. Ребенок испытывает трудности с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость произвольного внимания, теряется функция контроля и критического отношения к результатам деятельности.

Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будут проявления недоразвития психики. При более поздних поражениях характерны повреждения и распад ранее сформированных функций. Каждая функция в ходе своего развития проходит сенситивный период с наибольшей интенсивностью развития, но в этот же период данная функция является наиболее уязвимой.

Так, периодом формирования фразовой речи является возраст от 2 до 3 лет: проходит бурное накопление словарного запаса, усвоение лексико-грамматических конструкций. В это же время психические травмы, соматические заболевания, перенесенные в этот период, могут привести к возникновению заикания. В возрасте от 5 до 7 лет происходит формирование основных морально-этических чувств. Ребенок в этот период развивает навык произвольной регуляции эмоций, и повреждающие воздействия в этот период могут способствовать возникновению органической психопатии. Поэтому в этом же возрасте часто возникают и проявляются психопатические особенности характера: злобность, раздражительность, склонность к внезапным колебаниям настроения. В младшем школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ребенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, автоматизируются навыки чтения и письма.

Недоразвитие какой-либо частной функции, не позволяющее освоить данный объем информации, социальная и педагогическая запущенность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в формировании логического мышления.

В детском возрасте психические функции еще не стабилизировались. Недостаточная устойчивость психических функций может обусловить явления регресса - возврата функции на более ранний возрастной уровень. Различные события, вызывающие стресс и мобилизацию усилий организма на борьбу за выживание, приводят к явлениям временного регресса, т. е. временной утрате сформированных ранее навыков.

Например, при тяжелых соматических заболеваниях дети первых лет жизни могут утрачивать навыки ходьбы, опрятности, перестают произносить слова. У детей старшего возраста, школьников явления временного регресса затрагивают прежде всего интеллектуальную и мотивационную сферу личности. Так, у детей, переживших шоковые психические травмы (после землетрясений, железнодорожных катастроф), отмечался возврат к более примитивным формам рисунка, утрата потребностей и интересов, свойственных возрасту, и появление эмоциональных форм реагирования и потребностей, характерных для более младшего возраста: страх темноты, одиночества, потребность в физическом контакте и т. д. Стойкий регресс - это устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функции. Такое состояние чаще всего связано с тяжелым психическим заболеванием - ранней детской шизофренией. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Так, более вероятна утрата навыков чтения и письма, чем навыка ходьбы и приема пищи.

Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:

1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;

2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами - пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то